Биография

Ранние годы

4 августа 1876 — родился в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина в Тарховке близ Сестрорецка под Петербургом.

1887–1890 — домашнее обучение (из-за болезни ноги) по курсу двух первых классов гимназии.

1890–1896 — обучение в I Санкт-Петербургской гимназии.

1895–1898 — посещает Рисовальную школу Общества поощрения художеств, ученик Я.Ф. Ционглинского.

1896–1900 — обучается на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Сдаёт экзамены комиссии при Новороссийском университете (Одесса).

Ранние годы

Начало творческого пути

1898 — занимается в школе Ашбе (Мюнхен), путешествует по Европе (Швейцария, Италия).

1898–1900 — занятия в Тенишевской мастерской у И.Е. Репина.

1899–1902 — создает первую серию иллюстраций к русским сказкам.

1900 — Вступает в объединение «Мир искусства».

1900–1904 — посещает в качестве вольнослушателя мастерскую И.Е. Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

Начало творческого пути

Брак с М.Я. Чемберс

1902 — женится на художнице Марии Яковлевне Чемберс.

1903 — рождение сына Александра.

1908 — рождение сына Ивана. Совершает поездку в Англию и Ирландию.

В 1911 году брак распался.

Брак с М.Я. Чемберс

Творческие командировки и
ранние работы

1903 — экспедиция в Вологодскую и Архангельскую губернии.

1904 — экспедиции в Тверскую и Олонецкую губернии, выполняет эскизы костюмов и декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» для Пражского национального театра, акварельные виды Русского Севера для серии открыток.

1905–1906 — выполняет политические карикатуры для журналов «Жупел» и «Адская почта», иллюстрирует «Сказку о золотом петушке» А.С. Пушкина.

Творческие командировки и
ранние работы

Работы для театра

Карьера театрального художника начинается с выполненных в 1904 году эскизов костюмов и декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» для Пражского национального театра. Среди других наиболее значимых работ для театра:

  • 1907 – эскизы костюмов и декораций к постановке миракля «Действо о Теофиле» Рютбефа для Старинного театра,
  • 1908 – эскизы костюмов и бутафории к операм М.П. Мусоргского «Борис Годунов», Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» и спектаклю по пьесе Ф.Л. Соллогуба «Честь и месть»,
  • 1909 – эскизы костюмов к танцевальной сюите «Пир» для первого сезона русского балета в Париже,
  • 1910 – создает эскизы костюмов для «русских плясок» Анны Павловой и Михаила Мордкина,
  • 1911 – эскизы костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» для Старинного театра,
  • 1912-1913 – эскизы декораций и костюмов к опере А.Н. Верстовского «Аскольдова могила»,
  • 1913 – эскизы декораций и костюмов к опере М.Н. Глинки «Руслан и Людмила»,
  • 1914 – эскизы декораций и костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко»,
  • 1914 – участвует в Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге.

Работы для театра

Брак с Р.Р. О’Коннель

1912 — Встреча, семейная жизнь с художницей Рене Рудольфовной О’Коннель.

Расстались в 1917 году.

Брак с Р.Р. О’Коннель

Общественная деятельность

1907 — преподает в классе графического искусства (с 1908 и в классе композиции) школы Общества поощрения художеств (до 1917).

1916 — избран председателем объединения «Мир искусства», представлен к званию академика в Академии Художеств.

Общественная деятельность

Монументальные работы

1913 — эскизы росписей залов Нижегородского отделения Государственного банка.

1915 — эскизы плафонов Казанского вокзала в Москве.

Монументальные работы

На пороге перемен

Выполняет эскизы нового герба и государственной печати Российской империи (1917) и участвует в работе Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма (1917-1918).

С 1917 года живёт в дачном посёлке Батилиман в Крыму, где приобрёл участок пятью годами ранее. В 1919 переезжает из Батилиман в Ростов-на-Дону, затем в Новороссийск.

На пороге перемен

Жизнь в Египте. Каир

1920 – отплывает из Новороссийска в Египет на пароходе «Саратов».

1920-1924 – живёт в Каире, выполняя заказы местной диаспоры, эскизы панно, фресок, храмовые росписи, путешествует по Египту, посещает Луксор.

1923 – знакомство с Анной Павловой. Создает для её труппы эскизы костюмов и декораций к балетам «Русская сказка» и «Роман мумии» А.А. Черепнина, поставленным Л.Л. Новиковым и И.Н. Хлюстиным.

Жизнь в Египте. Каир

Брак с А.В. Щекатихиной-Потоцкой

1923 – женится на художнице А.В. Щекатихиной-Потоцкой.

Брак с А.В. Щекатихиной-Потоцкой

Жизнь в Египте. Александрия

1924 – путешествует по Палестине и Сирии, переезжает в Александрию.

1924-1925 – персональная выставка в Александрии.

1925 – выполняет эскизы фресок и иконостаса для сирийского православного монастыря в Александрии.

Жизнь в Египте. Александрия

Жизнь в Европе

1925 – переезжает с семьёй в Париж.

1927 – приобретает участок земли в местечке Лафавьер (Прованс), персональная выставка в Праге, участие в выставке художников «Мира искусства» в Париже.

1926-1927 – преподает в Русском художественно-промышленном институте Н.В. Глобы. Дважды посещает Прагу, создает эскизы росписи храма на Ольшанском кладбище в Праге (совместно с сыном А.И. Билибиным).

1929 – персональная выставка в Голландии.

Жизнь в Европе

Работы для театра

1926-1927 – эскизы росписей и декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

1930 – эскизы костюмов и декораций к опере А.П. Бородина «Князь Игорь», М.П. Мусоргского «Борис Годунов», Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста».

1931 – эскизы декораций и костюмов к постановке в Буэнос-Айресе балета И.Ф. Стравинского «Жар-птица».

1934 – эскизы костюмов и декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Работы для театра

Книжная графика

1930-1934 – иллюстрации к русским народным «Сказкам избы».

1932–1934 – серия работ на тему арабских сказок, иллюстрации к французским и русским народным сказкам, сборникам «Сказки ужихи» и «Сказки русской бабушки».

1934 – оформление раздела «Славянская мифология» энциклопедии «Всемирная мифология», выпущенной издательством Les Éditions Larousse.

Книжная графика

Накануне возвращения

1935 – принимает советское гражданство.

1935 (окт.) -1936 (апр.) – выполняет панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже.

Накануне возвращения

Возвращение

1936 — возвращается в Ленинград.

Назначен профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств.

Возвращение

Работы для театра и кино

1936 — выполняет эскизы костюмов и декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

1939 — создает эскизы костюмов и декораций к постановке в Ленинградском театре драмы имени А.С. Пушкина пьесы И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского «Полководец Суворов».

1941 — выполняет эскизы костюмов к фильму «Коваль-богатырь».

Работы для театра и кино

Книжная графика

1937 — пушкинские «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке», «Петр Первый» А.Н. Толстого

1941-1942 — «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

С 1940 года работал над книгой «Слово о стольном Киеве и русских богатырях» Н.В. Водовозова, для которой успел выполнить 5 цветных иллюстраций. Так и не завершённая иллюстрация к былине «Дюк Степанович» для этого сборника стала последней работой Билибина.

Книжная графика

7 февраля 1942 года умер в блокадном Ленинграде. Похоронен в братской могиле профессоров Академии на острове Декабристов.

Материалы раздела предоставлены Ивангородским музеем.

© «Ивангородский филиал ГБУК ЛО «Музейное агентство» – Ивангородский музей.

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы